Говорят ли африканские барабаны?
Нельзя сказать, что у путешественника Генри Стэнли была возможность по достоинству оценить звучание местных барабанов, когда он исследовал реку Конго в 1876-1877 годах. То, что барабанный бой обычно означал для Стэнли и его товарищей, можно выразить одним словом - война. Издалека доносится глухой рокот; значит, сейчас на них нападут свирепые воины с копьями.
Лишь позднее, в более спокойные времена, Стэнли узнал, что звук барабанов выражает намного больше, чем просто призыв взяться за оружие. Стэнли описывает одну этническую группу, жившую по берегам Конго: "[Они] еще не пользуются электрическими сигналами, однако, применяют не менее эффективное средство связи. Язык их огромных барабанов, по которым бьют с разных сторон, для посвященных понятен так же, как устная речь". Стэнли понял, что барабанный бой передавал гораздо больше, чем звук рожка или сирены: барабанщики посылали подробные сообщения.
Такие сообщения можно было передавать от деревни к деревне. Звук некоторых барабанов был слышен за восемь-десять километров, особенно если барабанили ночью на плоту или на вершине холма. Другой барабанщик, вдалеке, улавливал сообщение и передавал его дальше. В 1899 году английский путешественник А.Б. Ллойд написал: "Мне сказали, что в деревню, которая находится за 100 миль, сообщение может дойти меньше чем за два часа; но вполне вероятно, что оно дойдет намного быстрее".
Барабаны по-прежнему имели большое значение в передаче информации и далеко не в первые годы XX столетия. В книге "Музыкальные инструменты Африки", изданной в 1965 году, сказано: "Говорящие барабаны заменяют телефон и телеграф. С помощью барабанов передаются самые разные сообщения: о рождении, смерти и свадьбе; об увеселительных мероприятиях, танцах и обряде посвящения; о правительственных указах и войне. Иногда барабанный бой разности сплетни и рассказывает шутки".
Но как все-таки люди разговаривали с помощью барабанов? В Европе и в других местах сообщения передавались по телеграфным проводам электрическими сигналами. Каждой букве алфавита соответствовал определенный кодовый знак, а слова и предложения составлялись по буквам. Но у народов Центральной Африки не было письменности, и по буквам передать слова при помощи барабанов бело нельзя. Африканские барабанщики применяли иной способ.
Язык барабана
Секрет "барабанной" связи заключается в самих африканских языках. В Центральной и Западной Африке многие языки в своей основе двутональные: во всех словах каждый слог имеет основной тон - либо высокий, либо низкий. Изменяется тон - изменяется слово. Например, с заирском языке келе есть слово лисака. Если всем трем слогам придать низкий тон, оно будет означать "лужа и болото"; если тоны слогов следуют в порядке "низкий - низкий - высокий", то слово означает "обещание"; при порядке тонов "низкий - высокий - высокий" слово значит "яд".
Африканские щелевые барабаны, которые служат для передачи сообщений, также имеют два тона - высокий и низкий. А когда сообщение посылается при помощи барабана с мембраной из шкуры, используются два инструмента, один с высоким тоном, другой с низким. То есть искусный барабанщик передает сообщения, воспроизводя "мелодию" слов, составляющих устную речь. В книге "Говорящие барабаны Африки" написано: "Так называемый язык барабанов в основе своей соответствует устной речи данного племени".
Естественно, в двутональных языках, как правило, много слов с одинаковыми тонами и слогами. Например, в языке келе приблизительно у 130 существительных такой же порядок тонов (высокий - высокий) как в слове санго (отец). Более чем у 200 - тот же порядок тонов (низкий - высокий), что в слове ньянго (мать). Чтобы не было путаницы, барабанщики "дают контекст" таких слов, "приводят" известные короткие выражения, в которых они встречаются, и тогда слушатель понимает, что имеется в виду.
Как говорят щелевые барабаны
К "говорящим" относится и деревянный щелевой барабан. Эти барабаны изготовляют, вырезая из чурбана середину. У таких барабанов нет кожаных мембран, а только две щели, а у многих вообще одна. При ударе по одной "губе" барабан дает высокий тон, при ударе по другой - низкий. Длина щелевого барабана, как правило один метр, хотя может составлять и всего полметра или же целых два метра. В диаметре он может быть от 20 сантиметров до метра.
Щелевые барабаны использовались не только для того, чтобы передавать сообщения из одной деревни в другую. Камерунский писатель Францис Беби рассказал о том, какое значение имели эти барабаны на состязаниях по борьбе. Две команды готовились к предстоящему на деревенской площадке состязанию, и борцы танцевали под ритмы щелевых барабанов, которые пели им хвалу. На одной стороне барабан провозглашал: "Борец, встречал ли ты равного себе? Кто устоит перед тобой, скажи кто? Эти худосочные: думают, что тебя одолеет какой-то слабак, которого они называют борцом: но тебя никто никогда не одолеет". Музыканты команды соперников понимали, что над ними смеются по-доброму, и тут же отбивали в ответ поговорку: "Обезьянка: обезьянка: она хочет залезть на дерево, но все думают, что она упадет. Но эта обезьянка - упрямая, она не свалится с дерева, а заберется на самую верхушку". Барабаны не умолкали и во время борьбы, развлекая собравшихся.
Барабаны, которые говорят лучше всего
Барабаны с натяжной мембраной стоят на ступень выше. Самый знаменитый из них, нигерийский инструмент народа йоруба, называется дундун. П обеим сторонам этого барабана формы песочных часов натянут тонкий дубленый сафьян. Мембраны соединены кожаными ремнями. Если натянуть ремни, натянется сафьян, и диапазон звучания может составлять октаву или больше. При помощи изогнутой барабанной палки, а также изменяя тембр и ритм звучания, искусный барабанщик может подражать колебаниям человеческого голоса. Таким образом один барабанщик может "разговаривать" с другим, который понимает и воспроизводит язык барабанов.
В мае 1976 года исключительные способности барабанщиков вести разговор были продемонстрированы "придворными" музыкантами одного из вождей йоруба. Зрителей попросили прошептать главному барабанщику несколько указаний, а он отбивал их другому музыканту, который стоял вдалеке. В ответ на звуки барабана тот музыкант переходил с одного места на другое и выполнял все, что ему поручалось.
Научиться посылать сообщения с помощью барабана - нелегко. Писатель И. Лаойе заметил: "У йоруба игра на барабане - искусство, требующее немалого знания и труда, овладеть им можно лишь за многие годы. Барабанщику нужны не только искусные руки и превосходное чувство ритма, ему нужно хорошо знать поэзию и историю селения".
В последние десятилетия африканские барабаны говорят намного меньше прежнего, однако в музыке они и сейчас имеют немалое значение. В книге "Музыкальные инструменты Африки" говорится: "Научиться отбивать сообщения на барабанах - необычайно трудно, вот почему в Африке это искусство быстро отмирает". Специалист по средствам массовой информации Роберт Николлс прибавляет: "Огромные барабаны прошлых лет, голоса которых слышались за многие мили и основное предназначение которых заключалось в передаче сообщений, неизбежно исчезнут". Большинство людей сегодня считает, что телефон гораздо удобнее.
|
|
|
При использовании материалов сайта ссылка на www.sophiex.com обязательна |
Все права защищены © 2002-2013 Sophiex
|
Сопровождение Дмитрий Брусиловский
|
|
|